fbpx

Национальная особенность народной медицины Башкирии

22.03.2020

Народная медицина

Башкирия имеет очень древние традиции народной медицины. Наиболее популярными и широко распространенными средствами и приемами народной медицины пользовались, по существу, в каждой башкирской семье.

Родители и прародители лечили своих детей, внуков, занедуживших соседей и вообще любого нуждающегося, пришедшего с просьбой о помощи.

Были и специальные врачева­тели:

  • травники (улан белгестэре),
  • костоправы (Ьейэк тешереусе, быуын ултыртыусы),
  • массажисты (Ьылап тедэтеусе, керне тартыусы),
  • повивальные бабки (кендек инзй, кендек эбей),
  • специалисты по обрезанию (сеннзтсе, баба),
  • кровопускатели (тсан ебэреусе),
  • специалисты по лечению пиявками (Ьелек Ьалыусы),
  • лечцы-маги.

Последние также подразделялись по видам оказываемой помощи: воздействующие заговором, ворожеи, заклинатели, чертовидцы, деятели религиозного культа (муллы). Народными врачевателями чаще всего становились люди пожилого и преклонного возраста, умудренные житейским опытом.

Искусство пользования целебными растениями было в разной степени известно каждой башкирской женщине, все лето собиравшей травы. Особенно высокие целебные свойства приписывались расте­ниям, собранным в мае и начале июня — в период их цветения.

В форме отваров, настоев использовали душицу, зверобой, аптеч­ную ромашку, тысячелистник, листья брусники, плоды рябины, корень валерианы, чай, цветы липы, плоды шиповника.

Национальная особенность народной медицины Башкирии 1

При физи­ческой слабости, истощении, наряду с усиленным питанием, широко рекомендовался прием составов, приготовленных из корней девя­сила. При общем недомогании и других проявлениях цинги ели в сыром виде молодую зелень озимых хлебов.

При насморке, кашле, болях в зеве, потере голоса, воспалении легких практиковались потогонные средства: плоды черной и красной смородины (а также их ветки и листья), плоды малины, дикой вишни, ягоды клубники, клюквы, цветы липы, шалфей, стручки красного перца, полынь. Как потогонное средство использовался мед для натирания или же для приема внутрь.

Для изгнания некоторых гельминтов, при диарее, для возбуж­дения аппетита, при тошноте, укусе змеи, в повивальном деле упот­ребляли башкирский сыр-курут.

Национальная особенность народной медицины Башкирии 2

Топленое масло назначалось как слабительное, противогельминтное средство, при газовой колике. Употреблялось также топленое конское, баранье, гусиное, барсучье, медвежье сало и мясо.

Из напитков как профилактическое и лечеб­ное средство при болезнях желудочно-кишечного тракта применяли «буза» (напиток, приготовлявшийся из овса, пшеницы, ячменя и других компонентов).

Незаменимы оказались при ноющих болях верхних и нижних конечностей, по наблюдениям целителей, лесные муравьиные кучи. Больную конечность подвергали укусам муравьев на протяжении 15 — 20 мин. Сами же муравьи употреблялись для приготовления растирания.

В народной медицине использовалось более 30 минералов и веществ химической природы: сера, квасцы, медный купорос и др. Кроме того, широко практиковалась бытовая физиотерапия с применением растений, минеральных веществ, средств животного происхождения. Больным назначались купания, ванны, припарки, укутывание и пр.

В сочетании с другими средствами и методами народной меди­цины применялись и магические приемы. Широко были распростра­нены наговоры, заклинания. Например, нуждающийся в избавлении от бородавок выставлял на свет луны бородавку и произносил: «Бына минец тэтэйем, бына Ьицэ тэтэйем» (Вот моя игрушка, вот тебе игрушка).

При тяжелых или длительно текущих серьезных заболеваниях совершались жертвоприношения (корбан салыу); предполагалось, что болезнь (дух болезни) переходит при этом в жертвенное живот­ное, обычно в овцу или курицу.

Принимали внутрь вещества, кото­рым приписывались магические свойства.

Так, пуля, которая при одном выстреле убила двух птиц, считалась целебной от женского бесплодия.

При отдельных болезнях широко практиковалась сигна­тура (цвет): например, при желтухе больному на шею надевали жел­тые бусы, заставляли его смотреть на рыбу желтого цвета (озерного карася, щуку) или на медный самовар.

Вообще, арсенал лечебной магии башкир был весьма значителен: заговоры, заклинания, во­рожба, сигнатура, фактор внезапного психовоздействия, жертво­приношения, окуривание больного (либо помещения, где он нахо­дится), чтение молитв, посещение святых мест и т. д.